- 12+
Новосибирский академический симфонический оркестр
К 100-летию со дня рождения А.М. Каца
Бетховен. Увертюра к балету «Творения Прометея»
Моцарт. Симфония № 35
Чайковский. Симфония № 6 («Патетическая»)Исполнители:
Новосибирский академический симфонический оркестр
Дирижер — Хаожань Ли (Китай)
Ведущая — Наталья Ермакова, лектор—музыковедВ череде первых концертов сезона, который проходит под знаком 100-летия маэстро Арнольда Михайловича Каца, безусловно, внимание привлечёт программа под управлением молодого, яркого, харизматичного, энергичного дирижёра Хаожаня Ли, в 2023 году назначенного главным дирижёром Пекинского симфонического оркестра.
Хаожань Ли родился в 1986 году в провинции Шаньси. В шесть лет начал обучаться игре на фортепиано, в десять лет дал свой первый концерт. Окончил Пекинскую консерваторию, затем Берлинскую высшую школу музыки им. Ханса Эйслера. Значительное влияние на творческое развитие Хаожаня Ли оказали Даниэль Баренбойм и Валерий Гергиев. Хаожань Ли —приглашённый дирижёр оркестров Пармы, Бухареста, нескольких оркестров Китая, он лауреат многих самых престижных международных конкурсов, в том числе конкурса пианистов, композиторов и дирижёров им. С.В. Рахманинова (Москва, 2022; завоевал III премию и бронзовую медаль). Летом этого года Мариинский театр объявил о назначении Хаожаня Ли постоянным приглашённым дирижёром.
Произведения, выбранные им для концерта, вполне могли бы быть исполнены Арнольдом Михайловичем Кацем, потому что это — бессмертная музыка Бетховена, Моцарта и Чайковского.
Увертюры Людвига ван Бетховена, как и все увертюры до него, выполняли свою основную функцию — служили началом оперы или балета, привлекали внимание слушателей к восприятию театрального действия. У Бетховена же увертюра становится самостоятельным произведением. Об его увертюрах говорили, что они могли бы стоять на одной высоте с его симфониями.
«Создания Прометея» — увертюра к балету-аллегории, основанной на мифической истории о Прометее, который украл огонь у Зевса, чтобы создать человечество из глины. Прометей видит человечество в состоянии невежества и решает познакомить его с идеями науки и искусства.
35-я Симфония Вольфганга Амадея Моцарта была написана им по заказу известной зальцбургской семьи Хаффнеров в один из самых светлых периодов его жизни. Он уже — автор опер, получивших европейское признание, тридцати четырёх симфоний, бесчисленного множества других сочинений, крупных и мелких. Службу в придворной капелле зальцбургского архиепископа графа Колоредо он прекратил, не захотев больше быть подневольным композитором. И несмотря на то, что теперь заработок стал его личной заботой, он испытывал счастье оттого, что свободен, что женится на горячо любимой прелестной девушке — Констанце Вебер.
Музыка симфонии наполнена оптимизмом и прекрасным настроением, и Вольфганга радует то, что она произвела на публику, как он написал отцу, «безусловно хорошее впечатление».
Шестая симфония Петра Ильича Чайковского занимает особое положение в репертуаре Новосибирского академического симфонического оркестра — не только потому, что это особенное, полное противоречий и толкований в истории музыки произведение, но и потому, что так, как оно звучало в исполнении Оркестра под управлением Арнольда Михайловича Каца, оно не звучало больше никогда, ни в какой другой, даже очень хорошей, правильной интерпретации. Когда её играл Оркестр, а за пультом стоял Арнольд Михайлович, все — и оркестр и публика — испытывали ощущения, которые можно обозначить термином, кстати, Арнольда Михайловича Каца — это была магия.