- 6+
И.С. Бах. ОРГАННАЯ МЕССА
Лауреат международных конкурсов ОЛЕСЯ КРАВЧЕНКО (орган, МОСКВА).
Программа концерта.
И. С. Бах
Прелюдия ми-бемоль мажор, BWV 552/1
Хоральные обработки, BWV 669-689:
Kyrie, Gott Vater in Ewigkeit
Christe, aller Welt Trost
Kyrie, Gott heiliger Geist
Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’
Dies sind die heil’gen zehn Gebot’
Wir glauben all’ an einen Gott
Vater unser im Himmelreich
Christ, unser Herr, zum Jordan kam
Aus tiefer Not schrei’ ich zu dir
Jesus Christus, unser Heiland
Фуга ми-бемоль мажор, BWV 552/2
«Третья часть Клавирных упражнений» была завершена в 1739 году к 200-летию посещения Лейпцига Мартином Лютером и торжественной службы, состоявшейся в церкви св. Фомы 25 мая 1539 на праздник св. Троицы. Она содержит обработки хоральных песнопений протестантского богослужения и своей структурой напоминает Катехизис Лютера, состоящий из двух частей: в Большом катехизисе излагаются догматы веры, а Малый катехизис обращен к детям и простому люду. Соответственно, каждый хорал напев баховского цикла, за исключением одного, представлен в двух версиях: развернутой, с использованием всех ресурсов органа, и более скромной, мануальной. В связи с этой особенностью цикла «Третью часть Клавирных упражнений» в прошлом нередко именовали «Органным катехизисом», теперь часто называют «Органной мессой».
Этот опус, созданный в период творческого расцвета композитора, впечатляет своими масштабами и представляет собой циклическую композицию. Его ядро составляют обработки церковных песнопений, тематика которых связана с важнейшими разделами протестантской литургии. Хоральные обработки обрамляются масштабной Прелюдией и фугой ми бемоль мажор, в которых многие усматривают связь с образом Святой Троицы
Исследователь творчества Баха Филипп Шпитта писал, что, завершив «Третью часть Клавирных упражнений» Бах счел, «что труд его жизни в области органных хоралов в основном завершен. С той поры и до своей смерти он собирал свои старые работы и перерабатывал их, новой же музыки написал немного». Сей факт красноречиво свидетельствует о том, какое значение огромное придавал композитор этому сочинению.