Перейти на новую версию сайта
Театр
  • 16+

    Амадей. Театр «У Никитских ворот»

    Московский театр «У Никитских ворот» представляет постановку известной пьесы английского драматурга Питера Шеффера «Амадей». Автор возвращает нас к тем давним событиям, когда жил и творил один из удивительных музыкальных гениев прошлого, великий австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт.

    Народный артист РФ Марк Розовский впервые обратился к этой пьесе в 1983 году, когда по предложению Олега Николаевича Ефремова приступил к ее постановке во МХАТе. На роль Сальери тогда Розовский пригласил выдающегося актера современности Олега Павловича Табакова. Его появление в этой роли на сцене прославленного театра оказалось судьбоносным. Более 30 лет Олег Табаков бессменно блистал в роли Сальери на сцене сначала МХАТа, а затем МХТ им. А. П. Чехова, художественным руководителем которого и стал впоследствии. Образ, созданный актером, вошел в «золотой фонд» российского театра.

    Марк Розовский решил сохранить эстетику постановки 1980-х годов. Поэтому неслучайно он пригласил к работе в качестве сценографа создателя декораций мхатовского спектакля, известного театрального художника Аллу Коженкову. Действие разворачивается в сверкающей гамме света и красок. Декорации представляют собой прозрачные разноцветные занавеси, на фоне которых размещены несколько кресел, диван, стол, рояль, которые будут по ходу действия образовывать различные интерьеры: то кабинет Сальери, то нищую комнату Моцарта, то императорские покои.

    Центральной фигурой спектакля является придворный композитор Сальери. Эту роль Марк Розовский поручил ведущему актерам театра «У Никитских ворот», заслуженному артисту РФ Александру Масалову. Создание этого образа требует высочайшего исполнительского мастерства, богатого жизненного опыта и моральной зрелости, поскольку Сальери одновременно значительная, успешная фигура, страшный, завистливый интриган и страдающий человек. Свои сомнения и страдания он выражает в монологах, зачастую носящих исповедальный характер. Юный гениальный Моцарт, которому чужды хорошие манеры, этикет, условности, предстает перед зрителями избалованным, испорченным мальчишкой, каким его видит ревнивый и завистливый взгляд Сальери.

    С первой встречи главных персонажей начинается беспощадная, тщательно скрываемая борьба Сальери с Моцартом. Ненавидимый им юнец с поразительной легкостью и вдохновением воплощает в своей музыке ту божественную гармонию, которой так восхищается Сальери и которая никогда не будет доступна ему, какие бы усилия он не предпринимал. Это не просто борьба унылой посредственности против безграничного таланта, в конфликте прослеживается философская подоплека: бог, которого своим творчеством прославлял Сальери, не оценил его усилий, а одарил своей благодатью другого.

    Конфликт разворачивается на фоне безликого, надменно-холодного, фальшивого двора императора Иосифа II, чьи слуги становятся подручными Сальери в его борьбе с Моцартом.

    Спектакль — не повторение старой мхатовской постановки. Это современный взгляд на вечный конфликт моцартианства и сальеризма, творца и ремесленника, любви и зависти. Вопросы, которые ставят перед зрителями автор пьесы, режиссер-постановщик спектакля, актуальны и важны для людей всех возрастов, особенно для молодежи, выбирающей свой жизненный путь.

    «В 1983 году Олег Николаевич Ефремов пригласил Марка Розовского поставить во МХАТе еще не ставшую всемирно известной пьесу британского драматурга Питера Шеффера „Амадей“. Шефферовский „Амадей“ был вольной трактовкой пушкинского сюжета об отравлении Антонио Сальери гениального Моцарта. Играть мучимого завистью и непониманием Сальери Розовский позвал Олега Павловича Табакова. Дуэт Табакова и юного Сергея Безрукова — гениального и легкомысленного Моцарта — стал настоящей находкой и прославил мхатовскую постановку пьесы. 37 лет спустя Розовский решился вновь вернуться к „Амадею“. По словам режиссера, сделать это было необычайно интересно, т. к. пьеса затрагивает исключительно важные и „вечные“ проблемы творчества. Новый „Амадей“ — это ни в коем случае не простое повторение работы 1983 года. За прошедшие почти 40 лет жизнь в стране кардинально изменилась. И страна стала совсем другой.»

    Сергей Анисимов, портал «Общественное телевидение России»

    В обновленной версии спектакля роль Сальери играет Александр Масалов. Моцарта на сцене представляют Игорь Скрипко и Никита Заболотный. «В этой роли важно понимать суть: Моцарт не такой, как все, он выше их всех, он над ними. Он не хамит другим героям, он шутит только потому, что действительно так считает. Он понимает, что он — Бог, гений», — отметил в разговоре с ТАСС Скрипко.

    Артист поделился, что при подготовке к роли изучал письма Моцарта. «У него есть письма к отцу, к подругам, к сестре, к матери. Он очень любил жизнь, людей. Мало того, что он постоянно писал свои произведения, он успевал писать за других письма, любить и помогать», — сказал Игорь Скрипко.

    ИА «ТАСС»

Актуальных мероприятий нет
Рейтинг@Mail.ru