Перейти на новую версию сайта
Филармония
  • 12+

    «Чёрт, солдат и скрипка»

    VI Транссибирский Арт-Фестиваль 2019

    Владимир Познер

    Андрей Макаревич

    Дмитрий Ситковецкий, скрипка

    Полина Осетинская, фортепиано

    Игорь Федоров, кларнет

    Александр Тронов, Анна Дельцова — экспериментальный танец

    Режиссер-постановщик и хореограф – Михаил Кисляров

    Рисунки – Андрей Макаревич

    Ян Калнберзин – компьютерная анимация

    Мультимедийный музыкальный спектакль по мотивам «Истории солдата» Игоря Стравинского

    «…Мимо речки, мимо луга, по шоссе «Дербент – Калуга»
    шёл солдат своей страны с необъявленной войны.
    Не англо-бурской, не франко-прусской, а самой что ни на есть русской».

    Так начинается мультимедийный музыкальный спектакль-концерт «Черт, солдат и скрипка», созданный по мотивам «Истории солдата» и других сочинений Игоря Стравинского.
    В главных ролях – журналист и телеведущий Владимир Познер (Чтец), рок-музыкант, поэт и художник Андрей Макаревич (Солдат), скрипач и дирижер Дмитрий Ситковецкий (Чёрт).
    Режиссер Михаил Кисляров превратил «читаемую, играемую, и танцуемую притчу» в яркий мультижанровый спектакль, где нашлось место и музыке, и театральной игре, и чтецкой традиции, и компьютерной анимации, и современным технологиям, и даже пантомиме и хип-хопу!
    «Главной интригой спектакля, конечно, стало участие в нём трёх «неактёров»: Владимира Познера, Андрея Макаревича и Дмитрия Ситковецкого, совмещающего исполнение роли черта с игрой на скрипке, — рассказывает режиссер. — Эта была непростая задача придумать форму, исключающую вопрос, почему именно они, а, напротив, только они и никто другой. Но пусть интрига останется интригой. В постановке принимает участие замечательные музыканты — пианистка Полина Осетинская, кларнетист Игорь Федоров и хореографический дуэт молодых хип-хоп исполнителей Александр Тронова и Анны Дельцовой».

    Из истории.
    Премьера сказки о беглом солдате и чёрте состоялась 28 сентября 1918 года в Лозанне, 100 лет назад. В разное время в представлении этой «читаемой, играемой и танцуемой» притчи принимали участие Жан Кокто, Жан Маре, Ванесса Редгрейв, Иан Маккеллан, Питер Устинов и даже Стинг, текст одной из версий на английском языке сделал Курт Воннегут. Михаил Успенский использовал раешный стих, который звучал из уст скоморохов, очень похожий на нынешний рэп, яркий, образный, на злобу дня (раешником написана «Сказка о попе и его работнике Балде» Пушкина, и «Сказание про царя Макса-Емельяна» Семена Кирсанова»): «…не верьте сказкам и бредням — Черт всегда смеется последним. Это у Бога законов много, а дьявол…..- он играет без правил!»

    Слово главным действующим лицам спектакля:

    Владимир Познер: «Я — не актер. Но так случилось, что несколько раз в жизни мне предлагали сыграть и в кино, и в театре. И я всегда отказывался. Считал и считаю, что любым делом должен заниматься профессионал. Не люблю самодеятельность, в том числе художественную. Но почему-то согласился изменить своим принципам и сыграть в этом спектакле. Почему? Не могу сказать. Может быть, меня околдовал Дмитрий Ситковецкий, который, помимо того, что он — выдающийся скрипач, обладает даром уговаривать кого угодно сделать что угодно. Может быть, потому что мне очень захотелось быть на одной сцене с Андреем Макаревичем, к которому отношусь с восхищением. Может быть, потому что обожаю Стравинского. И может быть, потому что хотел доказать самому себе, что я это смогу. Судить же вам…»

    Дмитрий Ситковецкий: «Сегодня Стравинский занимает важное место в моем репертуаре. Впервые же серьезно я «встретился» с его музыкой в студенческие годы, учась в Джульярдской школе. Мы с ребятами играли сюиту из «Истории солдата» и активно гастролировали с ней. Так что это произведение стало моим первым знакомством, а точнее — полным погружением в Стравинского. Но уже тогда мне показалось, что и в оригинальном тексте, и в музыкальном материале есть структурные проблемы. Поэтому в нашем спектакле «Черт, солдат и скрипка» я использовал пьесы не только из «Истории солдата».
    Андрей Макаревич о работе над спектаклем: «Мне страшно интересно было работать над этим спектаклем. Бешеный коктейль: музыка Стравинского (ведь не было бы современного джаза и рок-н-ролла без Стравинского!), сказка Афанасьева в блестящем стихотворном переложении Михаила Успенского, отчего она вдруг оказалась написанной сегодня и про сегодня! Да, и компания «действующих лиц» …!!!»

    Игорь Федоров: «…это один из самых сказочных и чертовски головокружительных проектов, в которых я принимал участие!»

    Полина Осетинская: «Эксперименты — вещь опасная, но почётная. Когда классическому музыканту надоедают рамки узкого академизма, он рискует и раздвигает пространство. То действо, а вернее синтез многих видов искусств, что у нас получается — меня очень увлекает. Надеюсь, это увлечёт и вас, дорогие зрители!»

Актуальных мероприятий нет
Рейтинг@Mail.ru